Как сконфигурировать форсунки на двигателях Duratorq HPCR

Обмен опытом использования FORScan

Как сконфигурировать форсунки на двигателях Duratorq HPCR

Postby FORScan » Mon Jun 16, 2014 3:24 am

В данной статье обсуждается проблема конфигурирования форсунок, установленных на двигателях Duratorq HPCR (Ford Focus Mk1 1.8 TDCi, Mondeo Mk3 2.0/2.2 TDCi, Ford Transit 2.0/2.4 TDCi до 2006 года, Transit Connect 1.8 TDCi), оснащенных топливной аппаратурой Delphi. Необходимость в этой сервисной процедуре возникает после ремонта или замены форсунок. Дело в том, что форсунки этого типа имеют индивидуальный код C2I, который определяет характеристики форсунки. Этот код должен быть прописан в ECU для того, что бы система могла работать оптимально. Специфика данной системы в том, что правильно прописанный код крайне важен для ее работы. Более того, как показано на примере ниже, в некоторых случаях, если после ремонта код C2I не прописан в ECU, система управления переходит в аварийный режим

Статья основана на реальном примере устранения проблемы с помощью FORScan ( версии 2.1.17). К нам обратился владелец Ford Mondeo Mk3 2.0 TDCi 2005 года выпуска (115 л.с.), со следующей проблемой: автомобиль очень плохо заводится «на холодную» (в среднем требуется не менее 5 попыток), после запуска «троит» и дымит сизым дымом. После прогрева до 60-80 градусов работа двигателя стабилизируется, но автомобиль «не едет», т.е. очень плохо разгоняется, практически не реагирует на педаль газа. На приборной панели мигает спираль свечей накала и горит Check Engine, что говорит о серьезной неисправности, зафиксированной модулем управления, и скорее всего о переходе системы в аварийный («безопасный») режим работы. По словам предыдущего хозяина, одна из форсунок заклинила, ее отремонтировали, но не смогли найти фирменный сканер для сброса ошибки, поэтому, мол, чек и горит. Расстроенный новый владелец побывал у нескольких “специалистов” по двигателям Ford, и их диагноз был практически единодушен – двигатель потерял компрессию и требует капремонта (как позже выяснилось, компрессию никто даже не померял). Поскольку на данный двигатель кольца отдельно в запчасти не идут (только в сборе с поршнями), «специалисты» «по-дружески» посоветовали купить контрактный мотор - мол, «дешевле выйдет». Вообщем, когда человек пришел к нам, терять ему было уже нечего.

Подключаем FORScan, считываем ошибки:

Image

Среди прочих видим код P2339 – достигнут предел управления детонацией. Есть и другие коды, но в большинстве своем они вызваны попытками запустить мотор на «убитом» аккумуляторе и после сброса больше не появляются. Но код P2339 –это именно та ошибка, из-за которой мы имеем Check Engine и мигающую лампочку свечей. Она появилась, когда форсунку заклинило, и осталась после установки отремонтированной форсунки. В отличие от других ошибок, P2339 не может быть просто сброшена - требуется сконфигурировать этот инжектор для того, чтобы вернуть систему в нормальный режим.

Небольшое отступление: для полноценного ремонта форсунки Delphi требуется специализированный стенд (Hartridge). После ремонта стенд вычисляет новый код C2I для отремонтированной форсунки. Однако такие стенды есть далеко не везде. Если форсунка была отремонтирована кустарно, новый код определить невозможно. В этом случае ничего не остается, как заново записать старый код форсунки. Во-первых, этот код самый близкий из того, что можно подобрать. Во-вторых, только таким образом можно «сообщить» блоку управления, что мы установили и сконфигурировали новую форсунку, и можно переключиться из аварийного режима работы в нормальный, сбросив ошибку.

Заходим в раздел Сервисные функции и запускаем процедуру "Изменение коэффициентов коррекции топливных форсунок", следуем указаниям программы (включаем и выключаем зажигание и т.д.). В итоге получаем экран ввода данных форсунок:

Image

DTC P2339 сообщает о неисправности в 4м цилиндре (за другие цилиндры отвечают, соответственно, DTC P2336, P2337 и P2338). Теперь нужно определить, какая форсунка нам нужна. Дело в том, что на двигателях Duratorq нумерация форсунок не совпадает с нумерацией цилиндров. Цилиндры нумеруются по порядку, слева направо, от ремня к коробке передач (символически изображенных на рисунке). А вот форсунки нумеруются в порядке «зажигания», т.е. фактической очередности работы цилиндров. Нумерация форсунок на картинке сверху. Таким образом, зная номер цилиндра (4) и найдя его номер внизу, определяем номер форсунки по цифрам вверху. В данном случае цилиндру №4 соответствует форсунка №3, то есть третья строчка записи.

Теперь необходимо записать в память C2I код. В случае, если мы прописываем новый код, вопросов не возникает. Однако в нашем случае нужный код уже есть в памяти, как его записать еще раз? Точнее, как убедиться, что код действительно записался? Здесь два варианта: либо по основному критерию (исчезновение ошибки P233x), либо выполнить операцию в два этапа. На первом этапе ввести другой код (обязательно правильный), например, от соседней форсунки. На втором этапе ввести старый код (который предварительно нужно, естественно, где-то сохранить). После каждой операции записи FORScan завершает процедуру, соответственно в этом случае ее придется запускать дважды.

После выполнения этой операции на данном Mondeo лампочка свечей накала перестала мигать, Check Engine погас, двигатель стал отлично запускаться как «на холодную», так и «на горячую», перестал троить и дымить после запуска, и приятно удивил своего владельца отменной разгонной динамикой.

На данном Mondeo можно считать C2I коды, сохраненные в памяти модуля управления. На автомобилях до 2003 года выпуска такой возможности нет . В этом случае экран конфигурирования будет выглядеть вот так:

Image

Т.е. вместо кодов FORScan подставляет нули. Бытует мнение, что это означает, что программа не может программировать данный модуль управления. Это – не так. Дело в том, что в этих модулях управления для записи и чтения кодов C2I используются два разных метода. Условно говоря, есть 2 ячейки, A и B, где A используется для записи кодов C2I, а B – для чтения этих кодов из памяти. Так вот, в автомобилях до 2003 года ячейка B отсутствует. При этом ячейка A присутствует, и запись в нее осуществляется точно также, как и на более поздних моделях. Таким образом, процедура записи на автомобилях до 2003 года тоже выполняется описанным выше образом, однако без визуального контроля записанного кода. Поэтому результат операции необходимо отслеживать по основному критерию – исчезновение ошибок и восстановление нормальной работы двигателя.

Кстати, по этой причине мы не рекомендуем использовать для прописывания форсунок сканер F-Super и его приложение Formidable. Дело в том, что данное приложение пишет коды C2I не в ячейку A, а сразу в ячейку B. Насколько такое конфигурирование является правильным – мы не знаем, поскольку связь между ячейкой A и B полностью скрыта от нас в недрах модуля. В любом случае, такая реализация является как минимум некорректной, вводящей пользователей в заблуждение, а кроме того, в принципе не будет работать на моделях до 2003 года.

В заключение хочется отметить, что конфигурирование форсунок для до-CAN TDCi надежно работает в FORScan только начиная с версии 2.1.17.
FORScan
Site Admin
 
Posts: 2504
Joined: Fri Jun 13, 2014 2:21 am

Пояснения по нумерации цилиндров/форсунок

Postby FORScan » Thu Mar 26, 2015 4:28 pm

В последнее время получаем жалобы на статью и процедуру программирования в FORScan - мол, статья неправильная и функция тоже, т.к. используется неправильный порядок работы цилиндров. Мы показываем 1-4-2-3, хотя по мануалу должно быть 1-3-4-2. И т.д.

Эти люди ошибаются: они путают физическую нумерацию цилиндров с порядком работы цилиндров. Посмотрите на картинку в FORScan:

engTDDI_TDCI.gif
engTDDI_TDCI.gif (9.31 KiB) Viewed 38443 times


и попробуйте вообразить, что вы модуль управления и включаете форсунки в порядке их нумерации (верхний ряд номеров на картинке), и смотрите какие цилиндры при этом работают:

Inj1 - Cyl 1
Inj2 - Cyl 3
Inj3 - Cyl 4
Inj4 - Cyl 2

Таким образом мы получаем "правильный" порядок работы цилиндров, известный нам из ETIS, сервис-мануалов и других надежных источников: 1-3-4-2.

Вообщем, похоже наша усилия визуализировать проблему и упростить ее понимание для пользователя дали обратный эффект. Похоже было бы проще и понятнее, если бы мы просто показывали нумерацию в формате инжектор-цилиндр, как это делает фирменный сканер Ford IDS (и без всяких картинок):

IDS_inj_TDCI_PWM.jpg
IDS_inj_TDCI_PWM.jpg (59.35 KiB) Viewed 38443 times


Возникает вопрос: а зачем вообще все эти сложности с нумерацией? Почему нельзя просто сделать так, что пользователь будет просто вводить номера в порядке нумерации цилиндров и забудет об этой проблеме (как это кстати уже сделано в некоторых сканерах, например в Bosh KTS)? Ответ: дело в том, что наклейка с кодами инжекторов на двигателе может использовать разную нумерацию, в зависимости от модели. Например:

Для двигателей 1.8 TDCi наклейка показывает коды в порядке физической нумерации цилиндров, а не порядке их работы (т.е. (1) означает цилиндр 1, (2) означает цилиндр 2 и т.д.)

Label_order_1.8_TDCI.PNG
Label_order_1.8_TDCI.PNG (366.06 KiB) Viewed 38443 times


А вот на двигателях 2.0 TDCi наклейка показывает коды в порядке работы цилиндров - нумерации инжекторов (верхний левый код соответствует инжектору 1 и цилиндру 1, нижний правый соответствует инжектору 4, но цилиндру 2):

Label_order_2.0_TDCI.PNG
Label_order_2.0_TDCI.PNG (129.72 KiB) Viewed 38443 times


Идея картинки с двойной нумерацией как раз в том и заключалась, что бы помочь пользователю избежать недоразумений при программировании инжекторов для разных типов двигателей этого поколения.
FORScan
Site Admin
 
Posts: 2504
Joined: Fri Jun 13, 2014 2:21 am


Return to Диагностика и обслуживание с FORScan

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 7 guests